В истории с кредитованием в России очередной случай привлек внимание общественности. Женщина, взявшая кредит в июле 2016 года, выплатила его до своей трагической кончины в декабре того же года. К сожалению, кредит не имел страховки. После её смерти сын стал единственным наследником, однако о существующей задолженности не подозревал. Сбербанк не уведомил его о долге на протяжении пяти лет, лишь неустанно увеличивая сумму, начисляя проценты за просрочку.
Неожиданное требование
Когда кредитор в неудачный момент все же предъявил иск о взыскании долга, первые инстанции поддержали банк, вынося решения в его пользу. При этом нотариус, оформлявший наследство, направил в Сбербанк официальный запрос о счетах, вкладах и кредитах умершей. Ответ банка касался только счетов и депозитов, в то время как о кредите, скорее всего, он предпочел умолчать. Это поставило наследника в затруднительное положение: он не имел ни малейшего понятия о существовании долга.
Решение Верховного суда
Верховный суд России, рассматривая дело (Определение по делу N 41-КГ23-1-К4), сделал важный вывод. Согласно обстоятельствам, банк имеет право требовать от наследников только основную сумму долга, и не может настаивать на процентах и штрафах, которые накопились по вине самого кредитора. Это решение отменило предыдущие вердикты нижестоящих инстанций и вернуло дело на новое рассмотрение.
Долг уменьшили в 2,5 раза
В результате пересмотра дела сумма долга была сокращена примерно в 2,5 раза. Наследник был обязан погасить лишь основную сумму кредита. Это происшествие подчеркивает важность прозрачных коммуникаций со стороны кредиторов и демонстрирует, как бездействие банка при утрате заемщика может ограничить его права на взыскание дополнительных мероприятий.