Министр промышленности России, Антон Алиханов, озвучил предложение отменить льготный режим ввоза иностранных самолетов, чтобы усилить позиции отечественных авиастроителей. Однако возникает вопрос: стоит ли так настойчиво защищать рынок, когда иностранных самолетов и без того не ввозят, а обещания о новых российских моделях пока напоминают лишь дымовую завесу?
Причины изменений в регулировании
По мнению министра, временный режим ввоза зарубежных самолетов отрицательно сказывается на отечественной авиаиндустрии, затрудняя конкуренцию с иностранными производителями. Алиханов настаивает на том, что необходимо принимать меры для искоренения этого льготного положения.
Режим временного ввоза, действовавший до 2022 года, позволял авиакомпаниям эксплуатировать иностранные самолеты на территории ЕАЭС без уплаты таможенных пошлин. Однако после начала конфликта многие компании оказались вынужденными отказаться от использования зарубежных боротов.
Картинка современного авиапарка
На текущий момент в небе России, согласно статистике, находятся порядка 540 зарубежных самолетов, и около 150 отечественных, включая популярные SSJ-100 и Ту-204/214. Однако когда высокопоставленные лица говорят о 1000-1200 воздушных судах, это включает в себя не только пассажирские лайнеры, но и правительственные, а также вертолеты.
Прогнозы Росавиации также звучат непривлекательно: к 2030 году ожидается, что 340 самолетов выбывают из эксплуатации. Из них большая часть – российские. Здесь возникает вопрос, кто именно требует защиты отечественного производителя, когда нового самолета едва ли можно увидеть на горизонте?
Обещания и реальные результаты
На фоне этих событий выглядит логичной настойчивость Минпромторга в защите внутреннего производителя, даже если это противодействие можно сравнить с борьбой с ветряными мельницами. Однако если посмотреть на динамику, становится ясно, что новые модели так и не появились, несмотря на обещания произвести 214 новых самолетов. На самом деле, создано всего 9 старых самолетов, и это вызывает легкое недоумение.
Таким образом, вопрос остается открытым: стоит ли обсуждать защиту рынка, если защиты нет в самом концепте? Кажется, сценарий, где отечественный авиапром сможет взять на себя полноценную конкуренцию, остается лишь мечтой.