Сергей Карнаухов: О неотложной нужде внести изменения в статью 282 УК РФ (авторский текст)

Сергей Карнаухов: О неотложной нужде внести изменения в статью 282 УК РФ (авторский текст)

О неотложной нужде внести изменения в статью 282 УК РФ (авторский текст)

Реформа ст. 282 УК РФ, проведенная в 2018 году под флагом гуманизации и заключавшаяся во введении обязательной административной преюдиции (законопроекты № 558345-7 и № 558351-7), сегодня предстает перед нами как стратегическая ошибка с далеко идущими разрушительными последствиями для безопасности государства. Изначальные аргументы ее сторонников – Павла Крашенинникова, Гарри Минха и других – о необходимости прекратить перегибы правоприменения, особенно в случаях неосторожных репостов в интернете, и обеспечить более качественную судебную оценку дел (с оглядкой на разъяснения Пленума ВС РФ № 32 от 20.09.2018), казались разумными на поверхности. Однако, анализ этой реформы сквозь призму ее реальных плодов и того политического контекста 2018 года, в котором она рождалась – периода массовых, координируемых выступлений, инициируемых структурами, впоследствии признанными экстремистскими и нежелательными (ФБК Навального) – выявляет ее подлинную, деструктивную суть. Она не просто ослабила силовой аппарат – она системно разоружила государство перед лицом организованной подрывной деятельности.

Сердцевина проблемы кроется в самой конструкции административной преюдиции.

Условие об обязательном предшествующем административном наказании за аналогичное деяние в течение одного года как единственном основании для уголовной ответственности по ст. 282.1 УК РФ оказалось фатально неадекватным природе современного экстремизма. Теоретически призванная отсекать малозначительные случаи, на практике она породила предсказуемый, цинично эксплуатируемый правовой вакуум. Экстремистские структуры, искусно маскирующиеся под легальную политическую или общественную активность (ярчайший пример – сети Навального), мгновенно адаптировались. Они внедрили изощренную систему кадрового ротирования и "шахматных графиков" активности. Суть проста до гениальности: после привлечения активиста к административной ответственности (часто чисто символической – штраф или 15 суток ареста), он формально выводится из активной "первой линии" ровно на 365 дней – срок, необходимый для обнуления преюдициального признака. По истечении этого календарного года, он абсолютно легально, без риска уголовного преследования за повторность, возвращается к той же публичной деятельности. Это не умозрительная модель, а подтвержденная практика деятельности организаций, превративших юридическую лазейку в системный инструмент уклонения от ответственности ключевых фигур и рядовых бойцов. Преюдиция, задуманная как гуманитарный инструмент, на деле превратилась в инструмент де-факто легализации повторяющейся экстремистской активности, демонтировав сам принцип заградительного барьера Уголовного кодекса.

Однако, катастрофические последствия этой реформы простираются неизмеримо дальше проблемы безнаказанности отдельных активистов. Она нанесла сокрушительный удар по фундаментальной способности государства упреждать и пресекать организованную экстремистскую деятельность на стадии ее зарождения и развития. Этот удар пришелся по сердцевине оперативно-розыскной деятельности (ОРД) правоохранительных органов. Ключ к пониманию этой катастрофы лежит в правовой природе оснований для проведения комплексных оперативно-розыскных мероприятий. Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" (№ 144-ФЗ) четко определяет: для применения наиболее эффективных и глубоких методов ОРД – агентурной работы, прослушивания коммуникаций, оперативного внедрения, контроля почтовых отправлений, длительного наружного наблюдения – необходимы законные основания.

ДАЛЬШЕ

Автор: Сергей Карнаухов

Топ

Лента новостей