Госдума России готова к финальному рассмотрению новых налоговых изменений. Эти поправки, ставшие частью так называемого «бюджетного пакета», будут изучены в третьем чтении 20 ноября. Основные доработки затрагивают вопросы, связанные с налоговым администрированием.
Отказ от расширения контроля
Правительство решило отказаться от идеи расширения механизма налогового мониторинга, который включает в себя добровольное предоставление налоговым органам онлайн-доступа к бухгалтерским данным. Изначально законодательное предложение должно было упростить взаимодействие между бизнесом и налоговиками, тем не менее возникли опасения о риске превращения мониторинга в постоянные проверки.
Данная инициатива подразумевала возможность проведения выемки документов в рамках контроля, что вызвало негативную реакцию со стороны думского комитета. Специалисты утверждают, что подобные меры могли бы лишить бизнес уверенности в соблюдении своих прав.
Изменения в налогообложении
Одним из наиболее значимых изменений является повышение НДС с 20% до 22% и поэтапное снижение порога дохода для «упрощенцев», выше которого возникает обязанность уплачивать НДС. Эти меры были добавлены в документ ко второму чтению, учитывая интересы бизнеса и аналитиков.
Кроме того, в законопроект были включены положения о введении в рамках законодательства аналогов Pillar 2. С 2026 года предполагается, что налог с прибыли российских дочерних компаний международных холдингов будет доплачен до уровня 15% в России, а не за рубежом. Таким образом, компании должны будут следить за налоговыми ставками в странах, где они ведут бизнес.
Нововведения для трансфертного ценообразования
Вдобавок к вышеописанным изменениям, предусмотрены новые условия для освобождения прибыли контролируемых иностранных компаний от налогообложения в России. Это возможно, если в юрисдикции регистрации компании ставка налога на прибыль превышает 15%. Подобный механизм фактически коснется сделок с независимыми контрагентами.
Специалисты отмечают, что новое регулирование значительно увеличит административную нагрузку на бизнес, поскольку будет требовать тщательной проверки налоговых ставок в странах, где находятся зарубежные контрагенты. При этом остаётся вопрос о том, как будет определяться ставка налога на прибыль на уровне конкретной компании.































