В последние годы наблюдается тревожный рост конфликтов между учениками в российских школах. Суровые случаи травли, оскорбительные замечания в адрес учителей и драки стали обычным делом, зачастую фиксируемым на камеру. Образовательные учреждения обязаны учитывать новую реальность, и теперь их ответственность за безопасность учеников становится особенно актуальной.
Что изменилось?
Ранее считалось, что дети сами разберутся между собой. Однако судебная практика показывает, что школьные администрации несут прямую ответственность за охрану и безопасность своих подопечных. В случае, если случаи травли остаются без внимания, школы рискуют столкнуться не только с крупными штрафами, но и с уголовной ответственностью.
Недавний случай в Хабаровске служит ярким примером. Мать пострадавшей девочки, не получив помощи от преподавателей на протяжении трех лет, смогла добиться от школы компенсации морального вреда в размере 270 тысяч рублей. Эмоциональные страдания и унижения, которые пережила её дочь, стали основой для этого решения суда.
Безопасность в школе: обязанность педагогов
По словам юридического эксперта Антона Лянгерта, контроль над ситуацией и обеспечение безопасности – это прямая задача школы. Если в образовательном учреждении происходит травля, педагогам необходимо проявлять активность, привлекая психологов, занимаясь взаимодействием с родителями и информируя комиссии по делам несовершеннолетних.
Пренебрежение обязанностями со стороны школы влечет серьезные последствия. Возраст обидчиков не освобождает образовательные учреждения от ответственности: даже если ученики ещё не достигли полной юридической дееспособности, бремя последствия лежит на школе.
Требования к действиям родителей
Важно отметить, что в российском законодательстве не существует отдельной статьи, посвященной буллингу. Однако действия агрессоров могут подпадать под различные статьи уголовного или административного кодекса. Родителям рекомендуется без промедления фиксировать все случаи насилия, собирать доказательства и требовать от школы активных действий.
Кроме того, психологические аспекты также играют значительную роль. Разнообразие культурных мероприятий и доступ к ним могут влиять на воспитание детей и формирование их моральных качеств. Как переживания в семье, так и подход в образовательной системе способствуют формированию гармоничной личности, способной сопереживать и осознавать последствия собственных действий.































