Минцифры РФ прорабатывает белый список интернет-ресурсов, которые будут доступны при ограничениях мобильного интернета. В него уже вошли «наиболее востребованные и социально значимые российские сервисы и сайты». Доступны будут «Госуслуги», сервисы «Яндекса», «ВКонтакте», маркетплейсы, сервисы банков, список планируется расширить. По вашему мнению, какой еще сайт (или несколько) должен быть в нем? А в целом как-то ограничения интернета на вашу жизнь повлияли? Как-то под них подстроились? БИЗНЕС Online отвечают Евгений Минченко, Эльдар Муртазин, Сергей Акульчев и другие.
Эльдар Муртазин, ведущий аналитик Mobile Research Group
«Минцифры РФ определяет перечень ресурсов, которые имеют общественно важное значение, и добавляет туда сайты по некому своему принципу. По охватным метрикам (по количеству посещений) или по каким-то другим показателям, мы не знаем. Всегда будут обиженные, те, кто не понимает, каким образом это все организовалось. Таких вопросов всегда много, а ответить на них мы, к сожалению, не сможем, потому что это будут спекуляции на тему. У меня нет мнения, кто должен быть в белом списке. Мне нравится опыт Татарстана, когда при угрозе дронов есть ограничение на скорость мобильного интернета — 200 килобит в секунду. Это позволяет пользоваться любым сайтом или приложением, и при этом нет дискриминации. Потому что сегодня белый список дискриминирует тех, кто туда не попал. Он дает трафик (а это деньги) сайтам и ресурсам, которые, как правило, и так большие. А на малый и средний бизнес это сильно давит».
Денис Кусков, гендиректор агентства Telecom Daily
«На мой взгляд, это должны быть социально значимые ресурсы. Сейчас много спекуляций на предмет того, какие ресурсы будут включены. Должна быть прозрачная система либо по посещаемости, либо еще по каким-то критериям. Потому что непонятно, почему, допустим, [в списке] должна быть «Газета.ru», а не «Lenta.ru», или наоборот. Кроме госуслуг и банковских услуг [в список] включают информационные ресурсы и маркетплейсы. Скорее всего, нас готовят к тому, что отключения будут не краткосрочными от нескольких часов, как сейчас, а могут длиться несколько дней. Если брать поездки, для меня вызывают сложности не ограничения интернета, а проблемы с GPS. Когда приезжаешь в чужой город на машине, то не знаешь, как проехать, а такси не всегда можно вызвать».
Константин Калачев, руководитель Политической экспертной группы
«Я вообще считаю, что нынешний белый список выглядит несколько странно. Кто-то попал туда, а кто-то не попал. «Яндекс», «ВКонтакте», Mail.Ru — мы все понимаем, почему они попали в этот список. Но когда в этот список попадают те или иные онлайн-платформы, те или иные издания, сервисы по продаже автомобилей, то возникают вопросы. У меня никаких предложений, кто там должен быть, на самом деле нет. Я вообще хотел бы жить в обществе, где такие проблемы в принципе не встают. Я имею в виду проблему отключения мобильного интернета».
Дмитрий Голубовский, аналитик «Золотого монетного дома»
«В «белом» списке обязательно должен быть сайт Мосбиржи. А как иначе? «Финуслуги» [тоже]. То есть все сервисы Мосбиржи, в том числе и маркетплейс, они должны быть обязательно доступны. Я надеюсь на то, что сайты банков и мобильные приложения тоже будут доступны, брокерские приложения. То есть все, что отвечает за функционирование платежной системы, должно быть в этом списке. Все остальное можно закрывать, от этого никто не умрет. Понятно, для чего это все делается — для контроля информационного пространства на случай каких-то обострений, может быть, даже беспорядков. Чтобы не снимали это на камеру, не разносили по соцсетям какую-то фигню. В условиях, в которых наша страна живет, к этому можно отнестись с пониманием. Поэтому я говорю: пусть запрещают все что угодно, но чтобы деньги свободно ходили».