В Китае на этой неделе случайно записали разговор Владимира Путина и Си Цзиньпина о долголетии. Президент РФ заявил, что с развитием биотехнологий люди смогут становиться моложе и даже достичь бессмертия. Глава КНР продолжил тему: «Согласно прогнозам, в этом столетии есть шанс дожить до 150 лет». Верите ли вы, что в обозримой перспективе человек сможет жить до 150 лет? А достичь бессмертия? А вы бы хотели такого будущего, где с помощью технологий можно продлевать жизнь? БИЗНЕС Online отвечают Дамир Исхаков, Артур Уразманов, Айрат Фаррахов и другие.
Дамир Исхаков, главный редактор журнала «Туган ир»
«В принципе, это возможно, но в обозримой перспективе вряд ли. <...> 150 лет — это не так много на самом деле. Это не бессмертие, а продление жизни. Конечно, по сравнению с тем, что есть, это лучше будет, но там множество других социальных последствий возникает, потому что Земля и так перегружена населением. <...> Я думаю, что маловероятно достичь бессмертия. Только если перейти к каким-то роботизированным формам жизни. <...> Вот я, как этнограф, могу сказать, что в своей жизни встречал очень много стариков. И многие из них уже сожалели, что не могут помереть. Потому что, когда цель жизни исчезает, просто вот физическое существование человека очень утомляет».
Артур Уразманов, основатель сети клиник «Звезда»
«Может быть, там есть спецврачи и какие-то определенные лаборатории, о которых мы с вами не знаем? Но в текущей ситуации прожить до 150 лет невозможно. Пока. Может быть, со временем, когда все мы будем состоять из имплантов и, соответственно, у нас будут запасное сердце, почки, это вполне достижимо. Но для такого нужно построить целую индустрию и побороть рак. <...> А что касается меня, то прожить 150 лет… Тут все зависит от того, чем ты все это время будешь заниматься и насколько тебе надоест эта жизнь. Ну есть же возрастные люди, после 90 лет, которые говорят, что устали жить. Хотя у них любящие внуки, прапраправнуки, есть с кем общаться».
Айрат Фаррахов, депутат Госдумы от РТ
«Бессмертие — однозначно нет. В отношении потенциала долголетия… Это абсолютно четко доказано, что потенциал — 130 лет, не меньше. Но есть одна очень важная проблема, решения по которой вообще пока нет. Наверное, в этом столетии оно должно появиться. Эта проблема — склероз и слабоумие, болезнь Альцгеймера. <...> И хотя сегодня потенциал биологической жизни 130–150 лет, зачем такая жизнь, когда у тебя не работает голова?».
Фоат Комаров
, советник гендиректора АО «СМП-Нефтегаз»
«Какие-то отдельные личности смогут дожить до 150, но в общей массе человечества даже 100-летний рубеж перепрыгнуть — это маловероятно. <...> Всегда существует износ организма. Ну это физика — процессы окислительные, физиологические. Даже металл устает. Поэтому говорить о том, что человек достигнет 150-летнего возраста, — это из области фантастики. Я далеко ходить не буду. Моей маме 91 год. И я смотрю на нее: а с кем ей общаться? Где у нее круг общения? Физически она уже не может работать. Какую-то бесполезную деятельность вести ей не хочется. Поэтому я для себя сделал вывод, что 90-летние уходят из жизни не потому, что они истощились физически. У них нет духовной связи с этим миром».
Любовь Мумладзе
, врач-андролог, директор ООО «Центр здоровья мужчины «Ираклис»
«У человека резервы же большие. Просто люди эксплуатируют свое тело неразумно и сами себе укорачивают жизнь. Я считаю, что люди сами виноваты. <...> Самое главное — это мозг. Если человек, скажем, идет в ногу со временем, может постигать все то, что происходит вокруг него. То есть если ему интересно жить, почему бы и нет? Но посмотрите на наших стариков: им уже неинтересно жить. Китайские старики в бадминтон играют, в теннис, по утрам знаменитую китайскую зарядку делают. А у нас что? А у нас старики тихо умирают по своим квартирам. <...> Если человек, скажем, продуктивный, если он что-то несет обществу, почему бы и нет? Но если, извините, это просто «какашкоделатель», как я говорю, то на фига он такой нужен? Пускай живет столько, сколько ему Господь отпустил».