Сентябрь 2025 года стал неожиданным поворотом для банковского сектора. Несмотря на постепенное снижение ключевой ставки Центробанка, ожидаемое возрождение рынка кредитования, наблюдавшееся летом, неожиданно прекратилось.
Согласно данным консалтинговой компании «Frank RG», в прошлом месяце банки выдали россиянам 2,3 миллиона кредитов на общую сумму 946,8 миллиардов рублей. Хотя цифры выглядят внушительно, в сравнении с августом количество выданных займов упало на 4,2%, а объём — на символические 0,01%.
Потребительские кредиты теряют популярность
Заметно снижение наблюдается в сегменте потребительских кредитов наличными. Количество подписанных контрактов сократилось на 6%, достигнув 1,74 миллиона, а сумма кредитов — на 10%, уменьшившись до 324,2 миллиардов рублей. Вполне вероятно, что россияне решили отложить крупные покупки, в то время как банки становятся более осторожными в оценке рисков.
Возможно, причина кроется в высоком уровне долговой нагрузки. Хотя процентные ставки снижаются, клиенты задумываются трижды, прежде чем взять займ под 30% годовых.
Ипотека поддерживается за счёт роста цен
Ситуация с ипотечными кредитами выглядит чуть более позитивной, хотя и здесь имеются свои подводные камни. Число новых ипотечных договоров в сентябре упало на 1%, но общая сумма выдач, напротив, увеличилась на 3%, достигнув 399,2 миллиардов рублей. Однако этот рост обусловлен не увеличением спроса, а подорожанием жилья: средняя стоимость квартиры возросла до 4,98 миллионов рублей.
Таким образом, прирост ипотечных кредитов происходит не за счёт увеличения числа покупателей, а из-за роста цен на недвижимость — яркий пример того, как статистика может показывать хорошие результаты даже в условиях ухудшения реальной ситуации.
Автокредиты показывают рост
На фоне холодного сентябрьского затишья в кредитной активности необычное счастье пришло в сегмент автокредитования. В прошлом месяце количество продаж автомобилей с использованием кредитов увеличилось на 10,8%, а в денежном эквиваленте — на 15%, приблизившись к 200 миллиардов рублей. Возможно, это связано с сезонными скидками, активностью автосалонов и психологическим настроением граждан — «брать сейчас, пока не подорожало».
Однако даже этот рост выглядит временным — он основан на краткосрочных ожиданиях, а не на реальном улучшении финансового положения населения.































