Правительство Российской Федерации утвердило новое постановление, которое вносит значительные изменения в правила работы управляющих организаций (УО) и контроля за их деятельностью. Этот документ, который вступит в силу 1 марта 2026 года, затрагивает вопросы реестров собственников, лицензионные требования и частоту проверок.
Что изменится?
Постановление, принятое 10 сентября 2025 года, внесет поправки в существующие регламенты. Основные изменения касаются:
Отказ от ведения реестров
Одним из самых обсуждаемых нововведений станет исключение обязанности управляющих организаций вести реестры собственников помещений в многоквартирных домах (МКД). Эксперты отмечают, что это важный шаг, особенно после ограничения доступа к данным из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), что затрудняло получение персональных данных собственников.
«Изменения ожидаемы и оправданы, - подчеркнула Сусана Киракосян, эксперт Ассоциации «Р1». - Долгие три года потребовалось для достижения этой цели».
Новая система проверок
Государственная жилищная инспекция (ГЖН) также внесет изменения в систему проверок УО. Теперь плановые проверки и обязательные профилактические визиты будут проводиться только для организаций, отнесенных к категории высокого риска. Для улучшения контроля предусмотрено, что инспекции смогут проводиться дистанционно с помощью видеосвязи. При выявлении нарушений разработано мобильное приложение «Инспектор», которое будет использоваться для фото- и видеофиксации.
Кроме того, сотрудники ГЖН получат расширенные полномочия: им будет разрешено использовать инструментальное обследование и запрашивать документы в рамках контроля. Важно отметить, что срок рассмотрения жалоб на действия надзорных органов сократится до 15 рабочих дней, а на отнесение организационных единиц к определенной категории риска - до пяти рабочих дней.