Суровые годы уходят борьбы за свободу страны. За ними другие приходят, они будут тоже трудны…
Очень задорно прошел Банковский конгресс. Авторитетное мероприятие, которое традиционно проводит Банк России, собирая на него в основном тех, кто его не критикует. С умными людьми приятнее разговаривать, чем с остальными…
Но в этот раз и сам ЦБ, и единомышленники прям «дали стране угля». Т.е. сделали ряд революционных предложений и заявлений.
Так мы услышали от главы ЦБ что «у нас впереди очень неспокойные времена». На моей памяти это впервые вот так вот звучит.
Прозвучала еще большая «крамола» о том, что высокий экономический рост не обязательно связан с высокой инфляцией(!)
По логике выходит, что и заморозка экономики не обязательно связана со снижением инфляции… Это мы, правда, еще увидим и без признательных речей.
Глава Сбера (который, конечно, выступал, как рупор крупного бизнеса) доложил, что «предприятия отложили свои планы и ждут, когда ситуация стабилизируется. Через 2-3 года мы увидим результат переноса этих планов вправо». Герман Греф также подчеркнул, что, по его мнению, важно не передержать ключевую ставку. Ее снижение на 100–200 базисных пунктов (до 19% или 18%) не будет ощутимым для экономики, и нужен «значительно более серьезный шаг».
И вот тут мы попадаем в ловушку. Задачу не погрузить экономику в рецессию поставил на ПМЭФ президент (отсюда и такая «голубиная» риторика всех вокруг). Велик соблазн во исполнение приказа, проявив рвение, уронить ставку быстро эдак процентов до 12%. Но это и будет ошибкой.
Резкое падение ключевой ставки даст только стагфляцию. Т.е. не снизит сильно инфляцию, даже где-то и снова разгонит. Уж точно не перезапустит моментально экономику. Слишком сильно ее утрамбовывали.
Более того, только ставкой нынешнее положение дел в экономике уже не лечится.
Какие инструменты ДКП можно было б применять в текущеи ситуации?
Нужны контрциклические меры стимулирования инвестиционнои и производственнои активности. Которые позволили бы начать устранение долгосрочного дефицита товаров и услуг. Как раз выравнивали бы ситуацию не через сдувание спроса, а увеличивая предложение.
Перейти уже к таргетированию реальнои ставки от -2% до +2% к уровню официальнои инфляции.
Потребуются максимально жесткие макропруденциальные меры по ограничению кредитного бума. Это означает быстрое сворачивание льготных программ. По таким ставкам льготные программы - это аномалия и палево госсредств.
Нужны таргетированные инструменты предоставления ликвидности реальному сектору. Поучимся у врагов. Можно использовать аналоги западных (LTRO, Cash
for Clunkers) для целевого рефинансирования под залоги портфелеи промышленных кредитов.
ЦБ должен принять, что кредитование стратегических секторов ВПК в рамках СВО, должны находиться вне его компетенции. ЦБ может лишь стимулировать эти сегменты через инструменты рефинансирования.
Ну, и, конечно, придется признать, что как экономический рост касается и ЦБ, так и работа над таргетированием инфляции - не только проблема регулятора.
Нужна срочно Правительственная комиссия по регулированию ценообразования, которая могла бы регулировать цены исключительно через анализ рентабельности производства и распределение товаров через инструмент дифференцированных налоговых ставок. А также оценивала бы в ключевых отраслях производственные цепочки, качественные и количественные показатели. А вот это в нашей истории было.
Наступает решающий момент борьбы за нашу экономику. Не имеем права его потратить бездарно.