Прошел год с начала второго президентского срока Дональда Трампа. Период правления американского лидера кому-то принес дивиденды и пользу, а кому-то добавил проблем. В своей речи на инаугурации Трамп объявил о начале «золотого века» для Соединенных Штатов Америки. Как считаете, Трамп скорее побеждает или проигрывает? Становится ли Америка «снова великой», как он обещал БИЗНЕС Online отвечают Федор Лукьянов, Сергей Караганов, Евгений Минченко и другие.
Федор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», председатель президиума совета по внешней и оборонной политике
«Наверное, рано судить. У него еще почти год, скажем так, практически неограниченной власти и потом еще два года, вероятнее всего, более связанной ситуации. Потому что он может потерять нынешний полный контроль над Конгрессом. Но все равно останется президентом. Зная его бешеную активность и способность выжимать из должности максимум полномочий, я уверен, что он продолжит в том же духе. Он заявил очень много всего, но далеко не все получается. Как ни странно, получился довольно неожиданный перекос, противоречащий тому, что он заявлял во время избирательной кампании. Потому что он тогда говорил о том, что хватит силы, время и деньги растрачивать на какие-то бесконечные внешнеполитические темы. «Мы должны заняться Америкой». Но по итогам года мы видим, что его внешняя активность оказалась чрезвычайно высокой. <...> Ну, у него есть своя логика в этом случае, помимо инстинктов, которыми он руководствуется, и еще есть понимание ряда внешних сюжетов. <...> В целом, я думаю, что счет пока равный. То есть ему удалось меньше, чем он хотел, но много. И он не сбавляет темпы. И вот это можно считать, с его точки зрения, позитивом».
Максим Шевченко, публицист
«Америка становится, по крайней мере, сильной. Самой сильной страной мира. И сбрасывает с себя обязательства. Считайте, мы наблюдаем процедуру развода Америки и Западной Европы. Они как бы поженились в XX веке, а сейчас разводятся. Развод всегда интересно наблюдать со стороны, а изнутри это крайне болезненная вещь. Становится ли Америка «снова великой»? Зависит от того, справятся ли они с внутренней повесткой, потому что демократы поджимают, демократов поддерживают европейцы, демократов поддерживает Сорос. И если республиканцы проиграют, то тихо соберут манатки и уйдут в тюрьму, скорее всего. Но я думаю, что если этого не случится и Трамп сумеет произвести переворот (политический, военный), то тогда они станут мировой империей».
Сергей Обухов
, член президиума ЦК КПРФ, депутат Госдумы, доктор политических наук
«Год второго президентства Дональда Трампа и его речь в Давосе раскололи и политиков, и экспертное сообщество. Оценки варьируются от признания гениального тактика до диагноза клинического нарциссизма. С одной стороны, в Трампе видят мастера шоковой тактики, чей метод — «нагнать жути, а затем предложить приемлемый вариант». Его давосский перформанс с требованием Гренландии и ультиматумами Европе расценивается как жесткий, но эффективный прагматизм, ломающий устаревшие форматы. С другой стороны, звучат убийственные вердикты про «феерический концентрат запредельной лжи и манипуляции» в его публичных заявлениях, гротескное позерство и обостренные галлюцинации. Хотя американские оппоненты не стесняются в оценках <...>, вряд ли справедливо ставить под сомнение не только методы, но и адекватность этого лидера. Безусловно, Трамп силен в тактике. <...> Однако стратегическая цена высока. Его курс — это «управляемый хаос» и демонтаж основ Pax Americana. <...> Если мерить «величие» грубой силой и способностью диктовать условия — да, Трамп возвращает США эту роль. Но если под величием понимать создание устойчивых систем и моральный авторитет, то здесь происходит катастрофа. Трамп, по мнению критиков, выглядит «могильщиком той самой системы, которая сделала Америку великой».








































