ТЫ ДУМАЛ, ЭТО СЛАВА, А ЭТО КОНЕЦ: КАК ПОДРОСТКИ ЛОМАЮТ СЕБЕ СУДЬБЫ
Главный редактор ИА Regnum, писатель, журналист, член СПЧ Марина Ахмедова @Marinaslovo
В Нижнекамске семиклассник ворвался с ножом в лицей №37, ранил вахтёршу и взорвал петарды. Его задержали, вахтёрша выжила. И как бы мы ни хотели закрыть эту тему, не получится, ведь таких случаев за пару месяцев уже несколько. Первый произошёл в Одинцово, где, к сожалению, при нападении погиб ребёнок. В январе было нападение в киевской школе, и, хотя Киев — это Украина, подростковый мир не знает политических границ. На прошлой неделе был инцидент в Воронеже: ученица принесла в школу нож и угрожала им. И наконец, Нижнекамск. Что нам сделать, чтобы случай в Нижнекамске стал последним таким происшествием?
Сейчас возникают разные нехорошие разговоры о мотивах школьников. Разные идеологические лагери пытаются извлечь из этих случаев свои выводы. Но, начав разбираться в каждом конкретном случае, мы не можем не увидеть сильную психологическую подоплёку поступков, а также сильный мотив подражания. Я просмотрела канал подростка из Нижнекамска — уже после случившегося он туда писал. Один из немногих подписчиков спросил его, не боится ли он последствий, и подросток ответил: «Я просто думал, круто так делать». И ведь нашлись подростки, которые писали ему: «Ты герой».
Мы, взрослые, должны учитывать, что современное информационное пространство диктует подростку жажду славы. В сети хватает деструктивного контента, где подростки травят сверстника, бьют пожилого человека. Если б не было соцсетей, у многих из них не было бы ни малейшего мотива так себя вести. Но в современном мире многим хочется славы, ведь слава — эквивалент денег, которые можно получать не работая. Подросток из Одинцово прославился, в подростковой среде он прогремел. Но в школах до сих пор не начали разбирать с детьми саму структуру славы. Она ведь бывает двух типов — созидательная и разрушительная. Если ты хорошо учился, работал, что-то создал, то можешь обрести непреходящую славу. Если что-то разрушил, то имя твоё будет греметь пять минут, а дальше ты будешь сидеть в тюрьме, подчиняться чужой воле, чтобы исправиться. Не сможешь гулять, когда захочешь, да даже садиться на кровать не по расписанию не сможешь. Эти тюремные муки остаются за кадром, подростки видят только момент славы. А надо бы показывать им, как живут и терпят «прославившиеся».
Выяснилось, что у подростка из Нижнекамска только что погибла подруга. Она забралась на крышу, чтобы снять видео, и упала. Эта охота за опасным контентом — та же погоня за славой. Кроме того, девочка вела себя не совсем обычно — резала руки и мяукала в разговоре. Одноклассники её сторонились и травили. Подросток, напавший на лицей, её защищал, был её другом и из-за неё поссорился с другими учениками. И вот в день её похорон он решил прийти в школу во всеоружии.
А у девочки из Воронежа были свои психологические проблемы. К примеру, её старшая сестра записывает музыку в русском стиле, её приглашают в эфиры местные СМИ, она уже сама преподаёт в школе и всегда выкладывает в соцсетях только младшего брата, а сестру — нет. Сама девочка носит только чёрное и максимально непохожа на старшую сестру. Возможно, из чувства обиды и противоречия. И хотя она тоже говорила одноклассникам о своём восхищении одинцовским подростком, она всё-таки тоже искала своей славы — хотя бы на пять минут. У сестры ведь слава была.
Что со всем этим делать? Развенчивать пятиминутную деструктивную славу. Показывать подросткам, что круто быть умным, образованным и создать в жизни что-то крутое, приносящее людям пользу. Показывать таких созидателей. Но и показывать людей, которым очень плохо после того, что они натворили. Убеждать их, что человек, пошедший на преступление, не герой, а неудачник, сломавший себе жизнь на самом взлёте.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.








































































