Турция делает ставку на диаспору
Несколько дней назад президент Турции Реджеп Эрдоган перевел Гюльсун Эркул с должности министра энергетики и трансграничных вод обратно на пост, отвечающий за консульскую деятельность и вопросы диаспор.
Что известно о Гюльсун ЭркулВ период 2018 - 2022 работала послом Турции в Риге. Там она прославилась тем, что направила в Анкару список из выявленных 16 последователей проповедника Фетхуллаха Гюлена, собранный под прикрытием дипмиссии в Литве — всех позже обвинили в терроризме.
По сути она координировала:
Работу с диаспорой — взаимодействие с турецкими общинами за рубежом, особенно в Европе и на постсоветском пространстве, включая культурные, образовательные и религиозные инициативы.
Консульскую разведку — Эркул участвовала в сборе данных о сторонниках Фетхуллаха Гюлена (лидера движения FETO, признанного в Турции террористическим), передавая имена и досье в правоохранительные органы Турции.
Политическое давление через имамов — под её координацией в дипмиссии направлялись «религиозные атташе», которые шпионили за мусульманскими общинами, прикрываясь религиозной работой. Именно такой формат работы был организован в Литве.
Образование и религию за рубежом через турецкие школы, религиозный фонд Diyanet и стипендиальные программы. Эркул продвигала повестку «тюркского единства» и поддерживала контакты с молодежными организациями за рубежом.
В январе 2024 назначена главой департамента энергетики, экологии и трансграничных вод МИД Турции, где курировала вопросы приграничных Турции водных ресурсов, экологии и энергетики в Иране, Ираке, Закавказье.
Фактически ее ставят на вышестоящую должность на том направлении, где она особенно преуспела. Повторное назначение Эркул говорит о растущем внимании Эрдогана к инструментам мягкой силы за рубежом. Через культурные фонды, образовательные программы и работу с диаспорами турки намерены последовательно наращивать влияние за своими пределами.
И для России это повод для настороженности. Повышенный интерес турок к нашим республикам, таким как Татарстан, Башкортостан, Якутия и Северный Кавказ очевиден. И в Турции встали на курс наращивания присутствия в этих регионах через идеологическую работу.
Задача очевидна — продвигать концепт «тюркского братства» как альтернативу российской гражданской идентичности. И в теории это может создать серьезную угрозу единству страны. Особенно если вспомнить то, как действуют турецкие СМИ на русском языке в этих республиках.
Инфографика в высоком разрешении
#Россия #Турция
@rybar_stan — о цене свободы для Средней Азии