В возрасте 53 лет на этой неделе ушел из жизни Роман Старовойт. Тело бывшего министра транспорта нашли спустя несколько часов после выхода указа президента России о его отставке. Основная версия следствия — суицид. Вас шокировало самоубийство Старовойта? Верите ли официальной предварительной версии? И не слишком ли часто высокопоставленные лица стали умирать подобным образом, выпадать из окон? БИЗНЕС Online отвечают Борис Межуев, Александр Коц, Максим Шевченко, Максим Калашников и другие.
Сергей Марков,политолог, общественный деятель, директор Института политических исследований, член Общественной палаты РФ
«Нет, не шокировало. Потому что я прекрасно понимаю контекст. Мы видим, что российская элита находится в состоянии колоссального кризиса, стресса. Видно, что количество, например, российских дипломатов, погибших от инфаркта, инсульта, со времен начала СВО увеличилось в несколько раз. Человек из минтранса в тот же день, тоже от инфаркта погиб. Он вскочил во время совещания и замертво упал. Этот стресс и пробил Старовойта. Плюс, как потом стало известно, у него вообще другие были проблемы в жизни. Бросил жену и ушел к студентке, бывал на ее выпускном. То есть у него еще и жизненный стресс. Понятно, что практически все губернаторы завязаны в коррупционные схемы. И не могут быть (я точно знаю) не завязаны, потому что они все должны получать откуда-то деньги и не только для богатства своего, хотя это тоже имеет значение. <...> Они все вынуждены добывать деньги серыми схемами. И вот Старовойт брал деньги на строительство, а потом вдруг пришла украинская армия и выяснилось, что из-за того, что он брал деньги благодаря серым схемам, частично не были построены фортификационные сооружения. Из-за этого убили сотни людей, часть территории оказалась захвачена на год. До сих пор там маленькие участочки не освобождены. То есть в этой ситуации их обычный стиль поведения стал приводить к абсолютно катастрофическим последствиям».
Борис Межуев, главный редактор сайта АПН, профессор Института философии РАН, политолог, соредактор портала Terra America
«Я верю, что это не заказное убийство. Но вынудили его или не вынудили на самоубийство те люди, которые могли что-то сделать? У него две дочери, шантаж мог быть совершенно разным. Поэтому вопрос о вынуждении… Я думаю, что следствие будет объективно в том плане, чтобы не подчистили улики. Во всяком случае нет оснований думать, что улики были подчищены. Но я предполагаю, что человек 100 раз подумал, прежде чем совершить этот шаг. И такой поступок был вызван пониманием того, что ему опасно садиться в тюрьму. В том числе и для безопасности семьи и так далее. С кем он был связан, был ли он с кем-то вообще связан, я не знаю. То есть я знаю, о ком все говорят и думают, на кого все показывают пальцем. Но никаких оснований мне говорить о чем-то нет. Ясно одно, что, скорее всего, дело давно началось. Зам сидит. Показания были даны давно. <...> Не слишком ли часто высокопоставленные лица стали скоропостижно умирать, выпадать из окон? Это бизнес, фигуры бизнеса. Да, огромное их количество. Ну что могу сказать? Часто-часто. Видимо, такая сейчас ситуация экономическая и политическая…»
Максим Шевченко, журналист
«Мне, честно говоря, безразлично. Для меня это вообще не играет никакой роли. Это какая-то жизнь инопланетян, которые где-то в своих инопланетных мирах борются за какое-то кресло в каком-то кабинете, а потом живут в свое удовольствие, занимаются бизнесом. Я, естественно, не имею к этому никаких претензий — каждый человек сам отвечает за свою жизнь. <...> Не слишком ли часто высокопоставленные лица у нас стали умирать? Ну это говорит о том, что в элитных слоях растет напряжение, психопатия. Самоубийство — это же всегда следствие психопатии. Человеку, которому грозит, допустим, уголовное дело, кажется, что его жизнь закончилась, сейчас его арестуют, всего лишат. Дома, «Теслы», любовницы».