Казанский авиазавод сдал первый в новейшей авиаистории Ту-214, сообщили источники БИЗНЕС Online в авиапроме. Передача машины с регистрацией RA-64535 прошла без всякой рекламы, что, по-видимому, объясняется спецификой заказчика — это минпромторг РФ, которому понадобился корпоративный борт. Работы над этим лайнером начались еще в 2019 году, его сдача задержалась (планировали в 2023 году). Этот борт — последний Ту-214 с импортными комплектующими — следующие должны быть полностью российскими.
Как известно, RA-64536 изначально предназначался для «ЮВТ Аэро», но в 2023 году было решено передать его «Согазу». Взамен бугульминской авиакомпании пообещали два Ту-214 в 2026 году. После срыва сроков «Татнефть» подала иск к КАЗу и «Туполеву» на 5,6 млрд рублей (позже добавились 1,6 млрд по процентам). Хотя одна из версий — пессимистическая, по которой «Туполев» рассчитается с «Татнефтью» и о контракте на Ту-214 для ЮВТ можно забыть. Другая — оптимистическая: возврат денег — формальность, и два самолета действительно будут переданы в 2026 году. «А в 2028-м вполне возможно получение третьего и четвертого самолетов», — добавляет источник.
Что тормозит Ту-214? Среди причин — сложно идет программа импортозамещения, нехватка рабочих, а также вопрос финансирования. «Денег на Ту-214 никто выделять не планирует, потому что все угрохали на МС-21 и SJ-100», — говорит бывший директор ульяновского филиала «Туполева» Станислав Рыжаков.
Когда реально начать выпускать хотя бы пять Ту в год и как продвигаются другие авиастроительные проекты, выяснял БИЗНЕС Online.