Роман Алехин: Роботы-доставщики на улицах: шаг в будущее или испытательный полигон для цифровой изоляции?
Роботы-доставщики на улицах: шаг в будущее или испытательный полигон для цифровой изоляции?
На первый взгляд просто новость о технологиях: в России готовится правовой режим, который официально допустит роботов-доставщиков на тротуары и велодорожки. Максимальная скорость 25 км/ч, обязательные номера, QR-коды и страховка на 500 тысяч рублей на случай ДТП. Планируется запуск в 20 регионах, включая СПб, Татарстан, Краснодарский край и Подмосковье.
Но если копнуть перед нами не просто "мультяшные коробки с колёсами", а очередной этап цифровой трансформации городов. И за ней жёсткие экономические расчёты, политические последствия и неочевидные риски.
Что происходит на самом деле?
Робот становится "гражданином" дороги
Впервые в России роботов официально приравнивают к участникам движения. Им создают "личность" номер, QR-код, страховку. Это не просто формальность. Это перевод машины в юридическое поле, где она может быть виновником ДТП, объектом штрафа, актором в правовом процессе.
Цифровая инфраструктура растёт снизу
Пока одни обсуждают "умные города", другие по факту строят их снизу через пилотные режимы, ЭПР, тестовые зоны. Всё, что сейчас выглядит как эксперимент, через 35 лет станет нормой. И многие даже не заметят, как оказались в новой системе координат.
Это уже не хайп это бизнес
Стоимость доставки роботом в среднем в 23 раза ниже, чем у курьера-человека. Нет усталости, нет обеденного перерыва, нет забастовки. В пересчёте на год это десятки миллионов экономии на одном логистическом кластере. А значит, игроки будут продавливать тему до конца.
А как в мире?
В США такие роботы уже возят еду в кампусах и районах с развитой тротуарной сетью. Лидеры Starship, Nuro, Amazon Scout (временно заморожен).
В Китае массовое тестирование в логистике Alibaba и JD. com, особенно в пандемию.
В Эстонии и Японии роботы легализованы на улицах, но с культурными поправками вплоть до правил "вежливого маневрирования".
Россия не отстаёт. С точки зрения масштаба эксперимента мы в числе первых стран, где роботы не просто "разрешены", а вписываются в правовое поле системно.
Робот это долгосрочная инвестиция. Его не надо нанимать, увольнять, лечить. Он не пойдёт в профсоюз и не задаст неудобных вопросов. На пике автоматизации логистической цепочки доля живого труда резко снижается. А значит, повышается контроль.
Что это может означать для нас?
Снижение рабочих мест в "доставке". Сначала роботы вытеснят пеших курьеров, потом часть автокурьеров. Но с учетом того, что в России дефицит рабочей силы, для нас это плюс, так как меньше надо будет мигрантов из Средней Азии.
Растущая прозрачность и отслеживаемость городской среды. Роботы это камеры, GPS, телеметрия. Не только для логистики, но и для сбора данных о среде, движении, людях. То есть робот становится частью и системы "безопасный город".
Модель "умного города" без граждан. Если каждый робот будет зафиксирован в системе, но не будет нести моральной ответственности мы переходим в мир, где человек всё меньше субъект, всё больше наблюдаемый объект.
Зачем это знать?
Речь не про фантастику. Уже сегодня на улицах Москвы, Казани, Сочи можно увидеть робота-курьера. Завтра их станет в 10 раз больше. Через пару лет они заменят целые сегменты доставки.
Это выгодно бизнесу, удобно властям, но не всегда безопасно обществу. Особенно обществу, которое не задаёт вопросы:
- Кто контролирует эти системы?
- Кто несёт ответственность за сбои?
- Где заканчивается автоматизация и начинается социальная деградация?
Робот-доставщик это не просто способ привезти пиццу. Это новая ступень в трансформации городской жизни. И как мы её пройдём зависит не только от технологий, но и от нашей воли их понять и регулировать.
Думай с Роман Алехин