В нашей еженедельной рубрике #ауреки рассказываем интересные факты о скоростном речном судне на подводных крыльях «Метеор».
Особенность «Метеора» — эффект малопогружённого подводного крыла, благодаря которому на высокой скорости судно способно «летать» над поверхностью воды, а на низкой — плыть как обычный корабль.
Проект «Метеора» разработали в 1950-х годах под руководством конструктора Ростислава Алексеева. Судно пришло на смену катерам «Ракета», будучи более вместительным и усовершенствованным.
Первый экспериментальный «Метеор» спустили на воду в 1959 году, серийное производство запустили в 1961 году на Зеленодольском судостроительном заводе им. А. М. Горького в Татарстане.
Технические характеристики:
Длина: 34,6 м, ширина — 9,5 м.
Осадка: при стоянке — 2,35 м, при ходе на крыльях — 1,2 м.
Двигатели: два дизельных, мощность каждого — 800–1100 л.с..
Скорость: максимальная — 75–77 км/ч, эксплуатационная — 60–65 км/ч.
Для теплохода «Метеор» режим полного водоизмещения является начальным этапом движения, при котором корпус полностью находится в воде, а скорость относительно невысока.
Процесс перехода на режим глиссирования (когда судно «встаёт на крыло») происходит следующим образом:
Судно разгоняется в режиме водоизмещения.При достижении определённой скорости (около 30–35 км/ч) гидродинамические силы начинают поднимать корпус.
Специальные подводные крылья создают подъёмную силу.
Корпус частично выходит из воды, снижая сопротивление.
Судно переходит в режим глиссирования, где можеразвивать максимальную скорость.
В режиме полного водоизмещения:
Сопротивление воды максимально.Расход топлива повышен.
Скорость ограничена.
Корпус полностью погружён в воду.