«Аэрофлот» столкнулся с хакерской атакой, которая привела к сбою в работе, на этой неделе. Утечку персональных данных Роскомнадзор не подтверждает, но восстановление еще идет, возбуждено уголовное дело. Также на неделе были атакованы две аптечные сети и клиники, а ранее — сеть магазинов.А вы лично или ваша компания попадали под атаку хакеров, вирусов? Возможно, у знакомых примеры такие были? Какие у вас предусмотрены меры безопасности, защиты от таких атак? БИЗНЕС Online отвечают Сергей Акульчев, Виктор Дьячков, Булат Ганиев и другие.
Ильшат Аминов, гендиректор телерадиокомпании «Новый Век», депутат Госсовета РТ
«В прошлом году было активно, они даже по спутнику нам постоянно искажали сигнал. Мы сигнал спутника потом вынуждены были переориентировать, изменить угол, и тогда уже стало потише. Были попытки атак на сервер и так далее. То есть мы предприняли все возможные способы защиты. <...> Регулярно такие попытки совершаются, мы их фиксируем. Эта война не прекращается ни на один день. Нам соответствующие спецслужбы говорят, что все это идет с территории Украины. Я не знаю, что им надо, но факт в том, что регулярно такие атаки есть. Некоторым компаниям они принесли определенный вред, кому-то сайт стерли, кому-то что-то. Тем не менее нельзя расслабляться ни на минуту. Каждый день молим Аллаха о защите, ведь если они взломают, то это конец».
Шамиль Агеев, председатель ТПП РТ
«Да, мы тоже попадали в подобные ситуации. К сожалению, это распространенное явление. Взламывали все это дело… Ну сейчас данные доступны, хулиганят от нашего имени. Мы к этому уже привыкли практически. Пытаемся ничего серьезного не допускать. Но ситуации непростые бывали. Меня вскрывали десятки раз уже — «Телеграм» и прочее. Посылали от моего имени разные пожелания, указания. И на нас выходили от имени руководителей предприятий. Но они раньше безобидными были: «Тут с этим свяжитесь, там с этим свяжитесь». А сейчас идут на то, чтобы получить какой-то доступ. Многие вещи моим голосом даже передают, имитирует голос сейчас искусственный интеллект. Поэтому сейчас ни одному звонку я не верю. Какие меры безопасности могут помочь? На кнопочный телефон надо переходить. Вообще, надо сказать, что ситуация массовая, и я не пойму, почему власти этим всерьез не займутся. Разве можно допускать столько публикаций данных в открытых источниках?»
Виктор Дьячков, председатель совета директоров группы компаний ICL
«Мог ли бы я об этом рассказать? (Смеется.) Об этом лучше молчать, а если и рассказывать, то только узкому кругу специалистов, для того чтобы поделиться опытом устранения проблемы. Вообще-то [защита от атак хакеров] — это тема, которой мы занимаемся давно, и достаточно успешно. Делали это для многих наших заказчиков и в нашей стране, и за рубежом. <...> Можно ли обозначить меры безопасности, которые применяются у нас? Если вы прокукарекали, что у вас вот так и вот так все делается очень хорошо, то вы практически повесили красную тряпку для того, чтобы те, кто сегодня профессионально занимается хакерством, как раз и испытали на вас свои профессиональные хакерские знания. Поэтому про это дело лучше молчать».
Ильдус Янышев
, председатель совета директоров группы предприятий безопасности «Контр», председатель союза велосипедистов РТ
«Может, мы не являемся интересной целью для хакеров, но как физическому лицу мне регулярно поступают звонки от мошенников. Идет различного рода спам, и я считаю, что здесь государство недорабатывает, потому что общество несет колоссальные потери. От того, что совершаются миллионы звонков, люди мало того, что отвлекаются, так еще и получают негативные эмоции от этих обзвонов. И меня удивляет медлительность государства по этим вопросам. Обладая всеми инструментами управления, мониторинга владельцев социальных сетей, мы ничего не предпринимаем. В общем-то, у нас в обществе сейчас, по-моему, появилось очень критическое состояние недоверия вообще ко всем. А это очень плохо для экономики, когда люди не доверяют друг другу, не хотят разговаривать по телефону».